Эмоциональное сгорание - это большая неоднородная группа особых психологических состояний, которые развиваются у здоровых людей в условиях эмоционального перенапряжения при оказании психотерапевтической и психологической помощи. В этом плане определенный интерес представляют психологическое состояние, эмоциональные проблемы и личностные реакции сотрудников "Телефона доверия".
Термин "эмоциональное сгорание" был введен в практику американским психологом Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи.
Это люди, работающие в системе "человек - человек", - врачи, священнослужители, юристы, социальные работники, особенно психиатры, психотерапевты, психологи. В своей деятельности они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов (пациентов), оказываются непроизвольно вовлеченными в них, в силу чего испытывают повышенное эмоциональное напряжение.
Всем, знакомы с ощущением некоторых кратковременных или длительных изменений в собственном психологическом состоянии, знают о меняющемся в процессе работы изменении отношения к самому себе, к своей профессиональной деятельности и изменении отношения к людям.
В литературе, упоминающей об эмоциональном сгорании, имеются указания на приоритетность этой проблемы среди специалистов психолого-терапевтического профиля, в частности, среди телефонных консультантов.
Описаны следующие проявления эмоционального сгорания среди телефонных консультантов:
- астенизация - переживание состояния чувства постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения;
- сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
- чувство незавершенности контакта, виновности;
- нарушение режима сна и бодрствования, что, помимо всего, связано с суточным режимом работы, с работой по ночам;
- психосоматические реакции, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, в частности, описаны нарушения по типу поясничного радикулита. У консультантов-женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла;
- кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально тяжелых звонков;
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Во время работы описываются: разочарование в себе как в специалисте, способном оказывать этот вид психологической помощи; снижение профессиональной самооценки; переживания как профессиональной, так и личной несостоятельности . Изменения по отношению к своей профессиональной деятельности проявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества, ощущения бессмысленности своего труда. Возникают мысли типа: "Это никому не нужно, все усилия напрасны, работа больше берет, чем дает" и т.д.;
- изменение отношения к абонентам с позитивного на негативное, проявляющееся в том, что абонент начинает вызывать у консультанта раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие, отсутствовавшие ранее негативные чувства.
Другим проявлением, а скорее следствием, эмоционального сгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей.
Меры профилактики эмоционального сгорания
Организационные меры профилактики этого состояния предусматривают соблюдение следующих принципов:
1. во время дежурства работник не должен находиться в изоляции. В соответствии с психологическими условиями работы ему следует предоставить возможность общения с другими консультантами, что необходимо для немедленного эмоционального отреагирования, для обсуждения трудного проблемного звонка;
2. необходимо предоставить консультанту возможность выбора собственных дней и часов дежурства, т.е. собственного графика, по возможности учесть его мнение при выборе предпочтительного коллеги (коллег), с которыми ему предстоит работать смену;
3. рабочее помещение консультанта должно быть максимально удобным для длительного пребывания в нем, иметь все бытовые удобства. Оно должно быть защищено от проникновения посторонних и изолировано от шума;
4. важна общая дружеская атмосфера принятия, поддержки и взаимопонимания в коллективе.
Однако всего этого будет недостаточно, если люди не будут иметь возможность проработать свои профессиональные и личные проблемы на систематически проводимых сеансах индивидуальной или групповой психотерапии, психокоррекции.
Таким образом, эмоциональное сгорание мы рассматриваем не как нечто фатальное, имеющее негативное значение, что вторгается в личность психотерапевта-консультанта, изменяет его психологическое состояние, заставляет менять работу или подменять творческий стиль формальным исполнением обязанностей.
Мы относим себя к приверженцам позитивного подхода к оценке этого состояния, заключающегося в признании того факта, что и характер, и условия оказания данного вида психотерапевтической помощи предполагают развитие эмоционального сгорания, однако оно носит преходящий характер. Устранение признаков эмоционального сгорания зависит от выработки и совершенствования психологической защиты в процессе профессионального и личностного роста сотрудников.
Опыт нашей работы подтверждает правильность этого положения./www.edinorog.boom.ru
КТО ЖЕЛАЕТ ПРОЙТИ ТЕСТ НА ЭМОГЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ, МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ ПРОЙДЯ ПО ЯРЛЫКУ "ТЕСТЫ", СПРАВА ОТ ЭТОГО ПОСТА
0 коммент.:
Отправить комментарий